. Концепции искусства в истории эстетики.
1. Концепции искусства в истории эстетики. Гераклит считал, что искусство подражает красоте в
природе. По Платону предметы — тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражение
отраженного (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государство должен быть
ограничен (гимны богам).
Для Аристотеля искусство — подражание действительности (мимезис). Две причины произвели
искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют
удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы
рассматриваем с удовольствием» (Аристотель. Поэтика. IV, 1448 в.). Аристотель обосновывает принципы
художественной правды: подражание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то,
что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия
изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит
единичные факты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше
философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях — первая
попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.
Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или
думают»; 3) «какими они должны быть» (См.: Аристотель. Поэтика. XXV, 1460 b).
Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое
комедией, проистекает от зрелища смешного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе
наслаждения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.
Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где
искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия
искусства, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музыкальные лады, системы
мелодики должны контролироваться цензурой.
142
Аристотель («Политика» ) полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным
состояниям души — гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души.
Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко
чувствовать в жизни.
По Аристотелю произведение не может быть причислено к искусству только на основании метрического
построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если издадут написанный размером какой-
нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у
Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а
второго скорее физиологом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика, I, 1447 b) Можно уложить в размер
сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэ-
тическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал понятия: «фабула»
(«подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы
действующих лиц называем какими-нибудь», — определенность; «то, в чем обнаруживается
нравственный принцип»), «композиция». (См.: там же. VI, 1450 b). Аристотель ввел деление персонажей
на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же
необходимо бывают или хорошими или дурными» (Там же. VI, 1448 а).
В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства —
человек.
По Буало, главный предмет искусства — красота государственной жизни, равная добру и
целесообразности.
Французский аббат Дюбо в работе «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719) искал
пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.
По Баумгартену художественное познание отличается от научного чувственной формой. Он опирается на
концепцию Вольфа, согласно которой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно
познаваемого. Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различали низшую познавательную деятельность
(постижение прекрасного искусством) — и высшую (постижение истины наукой). Баумгартен высказал
мысль, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного
(образного).
Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества,
связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом,
эстетическое, изящное искусство, мерило которого — рефлектирующая способность суждения, а не
чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это
искусство гения) (См.: Кант. 1898. С. 175-176).
Гердер полагал, что искусство меняется под воздействием изменений климата и в зависимости от
национального характера народа.
143
Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира таким образом есть
самопознание абсолютного духа. Познание проходит две ступени: низшая — художественное отражение
идеи; высшая — ее философское и религиозное оссознание. В художественном творчестве видит Гегель не
подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью
повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в разви-
тии. Согласно его концепции искусство проходит три этапа:
Символическое искусство
Символическое искусство — начальная стадия познания абсолютного духа (идея оформилась в
действительности, но еще не нашла соответствующей формы); полно воплощается в архитектуре древнего
Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и
содержания характеризуется 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3)
особо значимый для этого этапа вид искусства — архитектура, в которой материальное начало (форма)
превалирует над духовным (содержание).
Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и составляет суть истории искусства.
Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность)
Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность) — возросшее духовное
содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы и содержания
характеризуется 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая категория классического искусства
— прекрасное; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства — скульптура, в которой материальная
форма адекватна содержанию.
Духовное начало продолжает нарастать, и вскоре гармония содержания и формы нарушается.
Классическое искусство, полное гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро
облетающей розе.
Романтическое искусство
Романтическое искусство (третья стадия — христианское искусство Средних веков, Возрождения,
Нового времени) — духовное содержание превалирует над формой. Этим соотношением формы и
содержания характеризуется 1) романтический этап развития искусства, 2) ведущая категория
романтического искусства — возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства —
живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содержание выражается
как чувство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, — абсолютное проявление духа, освобожденного
от всего материального. Христианское искусство сосредотачивается на внутреннем содержании жизни
духа, а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание
искусством самого себя. Оно погибает и наступает более высокая ступень познания духа. На смену
искусству в XIX в. приходит философия — высшая форма самопознания абсолютного духа.
144
Белинский отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа.
Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы
общественного сознания, выделял в качестве первопричины экономику (способ производства).
Французский теоретик И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения и нравы
создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания, так же как
физическая температура определяет развитие флоры и фауны.
Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусство — функция общественного
организма.