Романти́зм (фр. romantisme) — явление
европейской культуры в XVIII—XIX веках,
представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им
научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской
и американской культуре конца XVIII
века — первой половины XIX
века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни
личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,
одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы
деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное,
фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В
начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1]
классицизму и Просвещению.
Универсальность
(второй важнейший признак романтической поэзии)
заключается в стремлении
романтического искусства вобрать в
себя всю полноту
жизни во всех
ее
проявлениях, во всех сложных взаимосвязях и
взаимопереходах и эстетических
категорий
– низкого и
возвышенного, прекрасного и
безобразного,
трагического
и комического, -
выразить и объективное
содержание
изображаемого, и душу самого автора. «Только
романтическая поэзия, — пишет
Ф. Шлегель, - подобно эпосу, может быть зеркалом
всего окружающего мира,
отражением эпохи».
Романтический историзм, представляющий первый этап развития
историзма, вносит в обстановку курортного города новые стимулы и элементы.
Яркую выразительность старших архитектонических средств ещё до половины 19 века
пополнила романтическая неоготика, которая черпала свои художественные идеи из
знаменитого возвращения к готике в Англии, достигшего кульминации во второй
четверти 19 века. Продолжающиеся поиски архитектонического выражения
наступающей городской буржуазии превращаются в характерную черту 19 века - а
именно «Казаться кем-то другим: дворянский помещик стилизуется в образ
средневекового рыцаря, а церковный аристократ или мещанин также хотят
приобрести другой вид.
Определение основных особенностей психологического стиля
Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении,
развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания
душевной жизни героев в романе "Война и мир".
Одна из характерных черт обновленного немецкого романтизма - гротеск как составляющая романтической сатиры. Романтическая ирония становится более жесткой. Гейдельбергские романтики не были философами, их интересы часто вступали в противоречие с идеями раннего этапа немецкого романтизма. Если романтики первого периода верили в исправление мира красотой и искусством, своим учителем называли Рафаэля, то пришедшее им на смену поколение видело в мире торжество безобразия, бращалось к уродливому, в области живописи воспринимало мир старости и распада, а своим учителем на этом этапе называло Рембрандта. Обилие двойников также свидетельствует о настроениях страха перед непостижимой реальностью, о торжестве безобразного.
Фанта́стика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»)[1]. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения[2][3][4].
Критический
реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 в. (Э. Бехер, Г. Дриш, А.
Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного
естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность»
и «ограниченность» науки).
В Японии
направление критического реализма начало развиваться с публикации романа
Футабатэя Симэя «Плывущее облако» (1889)[1].
Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.
Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», 1890). «Поток сознания» часто представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего монолога», в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.
Поток сознания создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» его опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.
Литература абсурда — это стиль или лейтмотив в литературе, которая выставляет бессмысленными, парадоксальными, нелепыми или смешными привычные условности, правила и законы, играя логическими значениями, описывая механистичность и бесцельность отдельной человеческой жизни, вытаскивая наружу стену непонимания между личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения.
Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы: психология, социум, кризис духовности, культурные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным.
Существование — аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от понятия «бытия» понятие «существование» всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие «бытие» употребляют также в смысле «всего существующего», «мира как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека. Экзистенция — центральная категория экзистенциальной философии (Киркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель и др.), обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Так, согласно Хайдеггеру такое существование — экзистенция — относится к особому сущему — Dasein — и должно рассматриваться в особой экзистенциальной аналитике, в отличие от категориальной аналитики для других сущих.
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - тенденция в изо-искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма (напр., Бальтюс, представители американского прецизионизма),характерна тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий сон наяву. Магическому реализму свойствен многим произведениям представителей "новой вещественности", метафизической живописи, ОСТа.
Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности.
В современном значении слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрийяром. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры.
В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрийяр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно [1]
Новый
реализм (фр. Nouveau
Réalisme) – движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и
теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 в Париже:
Члены
поставили перед собой цель интегрировать реальность повседневной жизни в искусство, используя новые методы и материалы. Тем самым
они внесли значительный вклад в развитие объектного искусства и ранних форм акционизма.
Двойное кодирование.
Двойное
кодирование - принцип постмодернистского искусства, заключающийся в стремлении
сделать произведения и продаваемыми, и интересными специалистам.
СМЕРТЬ АВТОРА»
"СМЕРТЬ АВТОРА" — парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма автор символизирует идею внешней принудительной каузальности, в ситуации которой линейный тип детерминизма предполагает и линейное объяснение явления через указание на его единственную и исчерпывающую причину, в качестве которой для текста выступает автор, ибо, по оценке Р.Барта, в системе отсчета традиционной западной рациональности "внешняя причина причиннее других причин" (см. Неодетерминизм). В контексте культуры классического западного образца оформляется стиль мышления, предполагающий конституирование не только выраженного противостояния субъекта и внеположенного ему объекта (см. Бинаризм), но и акцентированной парадигматической фигуры отнесения любого результативного процесса к субъекту как агенту этого процесса, мыслимому в качестве автора. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" — до современного английского "it is raining", — в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" в русском или "ploae" в молдавском языках). На уровне концептуальных культурных образований данная установка проявляется в особом типе структурирования философских моделей космогенеза, восточные и западные экземплификации которых оказываются в исследуемом контексте радикально альтернативными. Так, восточная натурфилософская традиция ориентирована на парадигматическую фигуру спонтанности космического процесса: от раннего даосизма до философской модели мироздания, основанной на концепции "цзы-жань" ("само-качества"), объясняющей сущность вещей всеобщим космическим резонированием одинаковых "жань" ("качеств"), — "чжи-жань", т.е. качество созданное, привнесенное извне, мыслится как навязанное и остается на аксиологической периферии.
Потерянное поколение (фр. Génération perdue, англ. Lost Generation) — литературное течение, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Это течение объединяло таких писателей, как Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, многие кончали с собой, некоторые сходили с ума.
Мавзолей Великого Кира
Роман-река «Артамен, или Великий Кир» считается самым пространным произведением в истории французской литературы — оригинальное издание включало 13095 страниц. Сногсшибательный объём романа в сочетании с относительно высокой скоростью публикации томов заставил критиков предположить, что книга рождалась «бригадным» методом, однако никаких конкретных подтверждений этой гипотезы не имеется. Для «Артамена», как и для других романов Скюдери, характерно свободное обращение с историческим материалом — в данном случае речь идёт о судьбе царя Мидии Кира II Великого (VI в. до н. э.): сохранена часть изложенных у Ксенофонта («Киропедия») и Геродота сведений, но изменены мотивировки военной доблести героя (у Скюдери им движет любовь к Мандане). Кроме того, в круг персонажей введены реальные лица, жившие в другое время: Солон, Фалес, Сафо. «Артамен» был призван стать своего рода энциклопедией