Дорогие посетители сайта pspu912-952.my1.ru ПОЗДРАВЛЯЮ всех вас с наступающим новым годом и удачи и успеха вам в будущем 2012 году.
 
Вход

Регистрация
Главная
 
Добро Пожаловать культурологи ПГПУ 
                           Главная страница   Расписание Экзаменов   Каталог файлов   Гостевая книга   Обратная связь   Запасники   
Часы
Россия
Мини профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:18:46

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Учеба
  • Календарь
    «  Февраль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    2425262728
     Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение
    1. Механизмы художественного восприятия.
    Восприятие искусства есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый
    при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и
    культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния
    (временно действующие факторы).
    Впервые проблему художественного восприятия теоретически осмыслил Аристотель в своем учении о
    катарсисе. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души зрителя с
    помощью аффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента
    красотой и наслаждением. Эту форму очищения Аристотель в «Политике» обещал разъяснить в
    «Поэтике», но соответствующая часть этой его книги утеряна. Очищение красотой и наслаждением —
    согласно Аристотелю, важная категория, свойственная аполлоническому началу в искусстве.
    В течение долгой истории эстетики теория художественного восприятия не развивалась в силу ее
    сложности и зависимости от развития психологии, психофизиологии. Основным способом изучения этой
    проблемы оставалось наблюдение теоретика над собственными реакциями на художественное
    произведение, сверявшееся с наблюдениями над восприятием искусства другими людьми. Ныне открыты
    возможности экспериментального изучения художественной рецепции: характер и глубина
    художественного восприятия измеряемы и могут стать предметом психофизиологического наблюдения.
    Экспериментальное изучение художественного восприятия началось в конце XIX в.: реципиенты
    словесно характеризовали свои зрительные впечатления от произведения с помощью вопросов —
    «открытых» (описание собственными словами своих настроений и ассоциаций) и «закрытых»
    (реципиенту предлагаются эпитеты, из которых он выбирает те, которые отражают его впечатления). Эти
    опыты недостаточно раскрывают сложность механизма художественного восприятия, но выявляют его
    индивидуальные различия и две его формы: 1) собственно восприятие (расшифровка знаковой системы
    и понимание смысла текста); 2) реакция на восприятие (строй чувств и мыслей, пробужденных в душе
    реципиента). Опытное изучение художественного восприятия осложняется неестественностью условий
    его протекания: реципиент «насильственно» сосредоточивается и, ощущая наблюдение над собой, идет
    навстречу ожиданиям экспериментатора.
    442
    Психология художественного восприятия (рецепции) зеркальна по отношению к психологии
    художественного творчества. Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе:
    непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство
    и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.
    Моментом художественного восприятия является «перенесение» реципиентом образов и положений из
    произведения на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». Идентификация
    сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою и отношением к нему как к «другому».
    Благодаря такому сочетанию реципиент обретает возможность проиграть в воображении, в
    художественном переживании одну из неисполненных в жизни ролей и обрести опыт этой не прожитой, а
    проигранной в переживаниях жизни. Игровой момент в художественной рецепции опирается на игровые
    аспекты самой природы искусства, которое рождается как подражание деятельности человека,
    копирование ее и в то же время подготовка к ней. «Все, что есть поэзия, вырастает в игре, в священной
    игре поклонения богам, в праздничной игре сватовства, в воинственной игре поединка, сопровождаемой
    хвастовством, оскорблениями и насмешкой, в игре остроумия и находчивости» (Хейзинга. 1991. С.78). В
    восприятии все эти сущностные и генетические моменты искусства повторяются. В игровой ситуации
    реципиент обретает опыт, передаваемый ему художником через систему образов.
    Вспомогательный момент механизма художественной рецепции — синестезия — взаимодействие зрения,
    слуха и других чувств в процессе восприятия искусства.
    Музыкальные слуховые образы, например, имеют и зрительный аспект художественного воздействия. На
    этом основана проблема окрашенности поэтического звука, проявившая себя в творчестве и эстетике
    символистов. Этот же эффект лежит в основе цветового видения музыки, которым обладали некоторые
    композиторы и живописцы, что вызвало к жизни светомузыку, пионером которой был русский
    композитор и пианист Скрябин. Для осознания же музыкального начала в живописи особенно много
    сделал литовский художник Чюрленис. Цветовой аспект восприятия звука — один из вспомогательных
    психофизических механизмов художественной рецепции. Второй такой механизм — сюжетные и
    зрительно-фигурные ассоциации. Этот механизм работает при музыкальном восприятии не только оперы,
    песни или оратории, которые имеют литературно-сюжетную основу, но и симфонической музыки.
    Знаменитая французская пианистка М. Лонг рассказывает, что Дебюсси воспринимал музыку в
    зрительно-литературных образах.
    Гейне говорит о музыкальном зрении — способности при каждом тоне видеть адекватную зрительную
    фигуру. Он описывает впечатления от концерта великого скрипача: «...с каждым новым взмахом его
    смычка предо мною вырастали зримые фигуры и картины; языком звучащих иероглифов Паганини
    рассказывал мне множество ярких происшествий...» (Гейне. Т. 6. 1958. С. 369).
    443
    Воображение Гейне трансформировало музыкальные образы в зрительные и литературные. И в этом нет
    нарушения норм музыкального восприятия. Характер ассоциаций при музыкальном восприятии
    обусловлен направлением одаренности человека, его опытом, арсеналом художественных и жизненных
    впечатлений, хранимых памятью. Французский психолог Т. Рибо заметил, что музыка особенно часто
    вызывает картины зрительные и образные у людей, занимающихся живописью.
    Художественному восприятию присуща ассоциативность. Круг ассоциаций обширен: аналогии с
    известными фактами художественной культуры и жизненными переживаниями. Ассоциации обогащают
    восприятие музыки, оно становится полнее, объемнее. Внемузыкальные ассоциации музыки благодаря ее
    ритму породнены с жестом, танцевальностью. Хореографическое «прочтение» помогает углублению
    музыкального восприятия.
    Художественное восприятие имеет три временных плана: рецепция настоящего (непосредственное,
    сиюминутное восприятие изображенного на полотне, читаемого в данный момент литературного текста),
    рецепция прошлого (непрерывное сравнение с уже прослушанным, виденным или прочитанным; в поэзии
    этот аспект восприятия усиливается рифмой, в живописи — домысливанием событий, предшествующих
    изображенным) и рецепция будущего (предвосхищение на основе проникновения в логику движения
    художественной мысли дальнейшего ее развития: представление о последействии в изобразительном
    искусстве, о развитии литературного сюжета в последующих частях и за пределами текста).
    В известном смысле каждый вид искусства является исполнительским. Например, при литературном
    восприятии в одном лице сочетаются исполнитель («для себя») и реципиент. Исполнительство, в том
    числе «для себя», имеет свой стиль. Одно и то же литературное произведение можно исполнить «для себя»
    по-разному, то есть проинтерпретировать в разном ключе.
    Важный психологический фактор восприятия искусства — рецепционная установка, опирающаяся на
    предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании предыдущим опытом,
    предварительная настроенность на восприятие, действующая на протяжении всего процесса
    художественного переживания. Рецепционной установкой объясняется то, что при исполнении
    Прокофьевым впервые в России пьесы австрийского композитора Шенберга в 1911 г. в зале стоял хохот; в
    1914 г. Вторую сонату самого Прокофьева в рецензии назвали «дикой оргией гармонических нелепостей»;
    в конце 30-х годов «сумбуром вместо музыки» называли произведения и Прокофьева и Шостаковича.
    Появление новых музыкальных идей, именуемых «новой музыкой», коренные изменения в понятии
    гармонии происходят циклически (примерно раз в триста лет).
    444
    Для понимания нового в искусстве требуется готовность не цепляться за старую установку, способность ее
    модернизировать и непредвзято воспринимать произведение во всей его необычности и исторической
    оригинальности. История искусства учит не торопиться с приговорами. Обновление искусства, появление
    новых средств и принципов творчества не умаляет значения эстетических ценностей прошлого. Шедевры
    остаются вечными современниками человечества, и их художественный авторитет
    — исходная установка их восприятия. Рецепционная настроенность складывается благодаря
    рецепционному предварению. Последнее содержится в названии произведения и в сопровождающих его
    определениях и пояснениях. Так, еще не начав читать литературный текст, мы уже знаем, будем ли мы
    воспринимать стихи или прозу, а также из обозначающего жанр подзаголовка и по другим признакам
    узнаем, ожидает ли нас поэма или роман, трагедия или комедия. Эта предваряющая информация
    обусловливает уровень ожидания и определяет некоторые стороны рецепционной установки.
    Уже начальные строки, сцены, эпизоды произведения дают представление о его целостности, об
    особенностях того художественного единства, которое реципиенту предстоит эстетически освоить.
    Другими словами, стиль — носитель, гарант, выразитель целостности произведения — обусловливает
    настрой воспринимающего на определенную эмоционально-эстетическую волну. Стиль рецепционно-
    информативен и обозначает потенциал восприятия — готовность усвоить определенный объем смысловой
    и ценностной информации.
    Рецепционная установка порождает рецепционное ожидание, а оно включает в себя стилистическое
    настраивание и жанровое ориентирование восприятия.
    Эйзенштейн отмечал: «Аудитория так стилистически воспитана на комедиях Чарли Чаплина или Харпо
    Маркса, что любую их вещь уже авансом воспринимает в их стилевом ключе. Но из-за этого произошло
    немало трагедий при переходах автора от одного жанра к другому. Если комик хочет, например, начать
    работать в драме или патетик хочет перейти на комический жанр, они должны считаться с этим
    явлением» (Эйзенштейн. 1966. С. 273).
    Характер рецепции и интерпретации обусловливаются типом текста.
    2. Законы художественного восприятия.
    Наслаждение искусством — результат преодоления его условности, сличения художественного с
    реальным, узнавания реальности в условном. Элитарное искусство нарочито трудно узнаваемо и
    стремится доставить максимум наслаждения минимуму изощренных потребителей за счет затрудненного
    узнавания реального в художественном. При этом художник рискует превратить свое произведение в
    ребус или даже полностью обессмыслить его. В искусстве, принадлежащем к массовой культуре, степень
    условности небольшая. Оно не требует интеллектуальных усилий для своего понимания благодаря своей
    простой узнаваемости, сличимости с реальностью. Масс-искус-
    445
    ство общезначимо, общепонятно, но эстетически малоэффективно: оно доставляет минимальное
    наслаждение максимальному числу культурно неподготовленных читателей. Только золотая середина —
    мера понятности и непонятности, сочетание быстрой расшифровываемости и трудно декодируемого
    «остатка» смысла, быстрой сличимости с реальностью и неполного с ней совпадения, интонационной
    привычности и новизны — обусловливает художественную ценность произведения, формирует не-
    преходяще значимый стиль, в котором народ не противопоставляется ценителю: сам народ становится
    ценителем, а ценитель — народным. Тем самым снимается роковая для искусства противоположность
    между элитарностью и массовостью. Великий художник или снимает эту противоположность сам,
    приближая свое искусство к народу, или это проделывает время, приближая народ к великому искусству.
    «Сперва измучившись, ей насладиться» — эта гумилевская формула любовного наслаждения мужчины
    женщиной есть и формула наслаждения читателя поэмой или зрителя картиной. Труд реципиента по
    осмыслению художественного текста — один из факторов эстетического наслаждения. Доступность и
    гедонистический потенциал произведения закономерно связаны. Упрощение художественного текста
    приводит к облегчению его рецепции, что в свою очередь ведет к снижению эстетического наслаждения.
    Усложнение текста, напротив, повышает трудность художественного восприятия, снижает доступность
    произведения, но большие рецепционные усилия обусловливают возрастание художественного на-
    слаждения. Крайние позиции в этих противоположных тенденциях занимают, с одной стороны, массовая
    культура (поп-арт, китч), а с другой — элитарное искусство. Высокое искусство всегда находит точную
    меру взаимоотношения противоположных тенденций: доступности и гедонистической потенции
    произведения.
    Народность искусства не синоним его доступности. Художник всегда впереди своей аудитории, а не идет
    вслед за ней, он поднимает ее вкус и культурный потенциал. Догматическая критика часто встречала
    новаторское творчество лозунгом «массам это непонятно». Однако в искусстве социально ценно не
    только то, чем овладела широкая публика, но и то, что потенциально содержит высокие художественные
    ценности. Дорасти до них, освоить эти духовные богатства становится важной общекультурной задачей.
    Понятность искусства — исторически изменчивая категория теории художественного восприятия.
    Художественное наслаждение — специфический эффект искусства, гарант и показатель того, что оно
    утверждает человека как самоценную личность, а не рассматривает его как винтик государственного
    механизма или как социального функционера, призванного решать определенные исторические задачи.
    Важный гуманистический смысл искусства в том и состоит, что в своих шедеврах оно утверждает:
    исторический прогресс должен твориться усилиями людей, но не за счет личности. Утверждение
    самоценного значения личности — дополнительный стимул ее социализации.
    446
    Проблема художественного наслаждения не раз подвергалась количественному и качественному
    анализу. Так, известность приобрела формула американского математика Дж. Биркгофа М=О: С.
    Согласно этой формуле, эстетическая мера (М) прямо пропорциональна упорядоченности (О) и обратно
    пропорциональна сложности (С). Более убедительна формула Г. Айзенка — эстетическая мера —
    производное, а не отношение упорядоченности и сложности: М = О х С. И действительно, интенсивность
    художественного восприятия и наслаждения прямо пропорциональна упорядоченности и сложности
    художественного феномена. При прочих равных условиях менее сложное произведение более доходчиво,
    более массово, но менее действенно.
    Творческая активность художественного восприятия прямо пропорциональна интенсивности
    эстетического наслаждения, которое, в свою очередь, прямо пропорционально упорядоченности и
    сложности художественного произведения, разнообразию и повторяемости эстетической формы, мере
    доступности и трудности восприятия. При этом сложность произведения должна обусловливаться его
    художественно-концептуальной глубиной и прямо ей соответствовать.

    Форма входа
    поиск
    Чат
    Реламма
    ЗАРАБАТЫВАЙ 30$ ЗА ДЕНЬ
    закладки
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главный Администратор Sergi_bloody