Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение
1. Механизмы художественного восприятия.
Восприятие искусства есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый
при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и
культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния
(временно действующие факторы).
Впервые проблему художественного восприятия теоретически осмыслил Аристотель в своем учении о
катарсисе. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души зрителя с
помощью аффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента
красотой и наслаждением. Эту форму очищения Аристотель в «Политике» обещал разъяснить в
«Поэтике», но соответствующая часть этой его книги утеряна. Очищение красотой и наслаждением —
согласно Аристотелю, важная категория, свойственная аполлоническому началу в искусстве.
В течение долгой истории эстетики теория художественного восприятия не развивалась в силу ее
сложности и зависимости от развития психологии, психофизиологии. Основным способом изучения этой
проблемы оставалось наблюдение теоретика над собственными реакциями на художественное
произведение, сверявшееся с наблюдениями над восприятием искусства другими людьми. Ныне открыты
возможности экспериментального изучения художественной рецепции: характер и глубина
художественного восприятия измеряемы и могут стать предметом психофизиологического наблюдения.
Экспериментальное изучение художественного восприятия началось в конце XIX в.: реципиенты
словесно характеризовали свои зрительные впечатления от произведения с помощью вопросов —
«открытых» (описание собственными словами своих настроений и ассоциаций) и «закрытых»
(реципиенту предлагаются эпитеты, из которых он выбирает те, которые отражают его впечатления). Эти
опыты недостаточно раскрывают сложность механизма художественного восприятия, но выявляют его
индивидуальные различия и две его формы: 1) собственно восприятие (расшифровка знаковой системы
и понимание смысла текста); 2) реакция на восприятие (строй чувств и мыслей, пробужденных в душе
реципиента). Опытное изучение художественного восприятия осложняется неестественностью условий
его протекания: реципиент «насильственно» сосредоточивается и, ощущая наблюдение над собой, идет
навстречу ожиданиям экспериментатора.
442
Психология художественного восприятия (рецепции) зеркальна по отношению к психологии
художественного творчества. Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе:
непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство
и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.
Моментом художественного восприятия является «перенесение» реципиентом образов и положений из
произведения на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». Идентификация
сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою и отношением к нему как к «другому».
Благодаря такому сочетанию реципиент обретает возможность проиграть в воображении, в
художественном переживании одну из неисполненных в жизни ролей и обрести опыт этой не прожитой, а
проигранной в переживаниях жизни. Игровой момент в художественной рецепции опирается на игровые
аспекты самой природы искусства, которое рождается как подражание деятельности человека,
копирование ее и в то же время подготовка к ней. «Все, что есть поэзия, вырастает в игре, в священной
игре поклонения богам, в праздничной игре сватовства, в воинственной игре поединка, сопровождаемой
хвастовством, оскорблениями и насмешкой, в игре остроумия и находчивости» (Хейзинга. 1991. С.78). В
восприятии все эти сущностные и генетические моменты искусства повторяются. В игровой ситуации
реципиент обретает опыт, передаваемый ему художником через систему образов.
Вспомогательный момент механизма художественной рецепции — синестезия — взаимодействие зрения,
слуха и других чувств в процессе восприятия искусства.
Музыкальные слуховые образы, например, имеют и зрительный аспект художественного воздействия. На
этом основана проблема окрашенности поэтического звука, проявившая себя в творчестве и эстетике
символистов. Этот же эффект лежит в основе цветового видения музыки, которым обладали некоторые
композиторы и живописцы, что вызвало к жизни светомузыку, пионером которой был русский
композитор и пианист Скрябин. Для осознания же музыкального начала в живописи особенно много
сделал литовский художник Чюрленис. Цветовой аспект восприятия звука — один из вспомогательных
психофизических механизмов художественной рецепции. Второй такой механизм — сюжетные и
зрительно-фигурные ассоциации. Этот механизм работает при музыкальном восприятии не только оперы,
песни или оратории, которые имеют литературно-сюжетную основу, но и симфонической музыки.
Знаменитая французская пианистка М. Лонг рассказывает, что Дебюсси воспринимал музыку в
зрительно-литературных образах.
Гейне говорит о музыкальном зрении — способности при каждом тоне видеть адекватную зрительную
фигуру. Он описывает впечатления от концерта великого скрипача: «...с каждым новым взмахом его
смычка предо мною вырастали зримые фигуры и картины; языком звучащих иероглифов Паганини
рассказывал мне множество ярких происшествий...» (Гейне. Т. 6. 1958. С. 369).
443
Воображение Гейне трансформировало музыкальные образы в зрительные и литературные. И в этом нет
нарушения норм музыкального восприятия. Характер ассоциаций при музыкальном восприятии
обусловлен направлением одаренности человека, его опытом, арсеналом художественных и жизненных
впечатлений, хранимых памятью. Французский психолог Т. Рибо заметил, что музыка особенно часто
вызывает картины зрительные и образные у людей, занимающихся живописью.
Художественному восприятию присуща ассоциативность. Круг ассоциаций обширен: аналогии с
известными фактами художественной культуры и жизненными переживаниями. Ассоциации обогащают
восприятие музыки, оно становится полнее, объемнее. Внемузыкальные ассоциации музыки благодаря ее
ритму породнены с жестом, танцевальностью. Хореографическое «прочтение» помогает углублению
музыкального восприятия.
Художественное восприятие имеет три временных плана: рецепция настоящего (непосредственное,
сиюминутное восприятие изображенного на полотне, читаемого в данный момент литературного текста),
рецепция прошлого (непрерывное сравнение с уже прослушанным, виденным или прочитанным; в поэзии
этот аспект восприятия усиливается рифмой, в живописи — домысливанием событий, предшествующих
изображенным) и рецепция будущего (предвосхищение на основе проникновения в логику движения
художественной мысли дальнейшего ее развития: представление о последействии в изобразительном
искусстве, о развитии литературного сюжета в последующих частях и за пределами текста).
В известном смысле каждый вид искусства является исполнительским. Например, при литературном
восприятии в одном лице сочетаются исполнитель («для себя») и реципиент. Исполнительство, в том
числе «для себя», имеет свой стиль. Одно и то же литературное произведение можно исполнить «для себя»
по-разному, то есть проинтерпретировать в разном ключе.
Важный психологический фактор восприятия искусства — рецепционная установка, опирающаяся на
предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании предыдущим опытом,
предварительная настроенность на восприятие, действующая на протяжении всего процесса
художественного переживания. Рецепционной установкой объясняется то, что при исполнении
Прокофьевым впервые в России пьесы австрийского композитора Шенберга в 1911 г. в зале стоял хохот; в
1914 г. Вторую сонату самого Прокофьева в рецензии назвали «дикой оргией гармонических нелепостей»;
в конце 30-х годов «сумбуром вместо музыки» называли произведения и Прокофьева и Шостаковича.
Появление новых музыкальных идей, именуемых «новой музыкой», коренные изменения в понятии
гармонии происходят циклически (примерно раз в триста лет).
444
Для понимания нового в искусстве требуется готовность не цепляться за старую установку, способность ее
модернизировать и непредвзято воспринимать произведение во всей его необычности и исторической
оригинальности. История искусства учит не торопиться с приговорами. Обновление искусства, появление
новых средств и принципов творчества не умаляет значения эстетических ценностей прошлого. Шедевры
остаются вечными современниками человечества, и их художественный авторитет
— исходная установка их восприятия. Рецепционная настроенность складывается благодаря
рецепционному предварению. Последнее содержится в названии произведения и в сопровождающих его
определениях и пояснениях. Так, еще не начав читать литературный текст, мы уже знаем, будем ли мы
воспринимать стихи или прозу, а также из обозначающего жанр подзаголовка и по другим признакам
узнаем, ожидает ли нас поэма или роман, трагедия или комедия. Эта предваряющая информация
обусловливает уровень ожидания и определяет некоторые стороны рецепционной установки.
Уже начальные строки, сцены, эпизоды произведения дают представление о его целостности, об
особенностях того художественного единства, которое реципиенту предстоит эстетически освоить.
Другими словами, стиль — носитель, гарант, выразитель целостности произведения — обусловливает
настрой воспринимающего на определенную эмоционально-эстетическую волну. Стиль рецепционно-
информативен и обозначает потенциал восприятия — готовность усвоить определенный объем смысловой
и ценностной информации.
Рецепционная установка порождает рецепционное ожидание, а оно включает в себя стилистическое
настраивание и жанровое ориентирование восприятия.
Эйзенштейн отмечал: «Аудитория так стилистически воспитана на комедиях Чарли Чаплина или Харпо
Маркса, что любую их вещь уже авансом воспринимает в их стилевом ключе. Но из-за этого произошло
немало трагедий при переходах автора от одного жанра к другому. Если комик хочет, например, начать
работать в драме или патетик хочет перейти на комический жанр, они должны считаться с этим
явлением» (Эйзенштейн. 1966. С. 273).
Характер рецепции и интерпретации обусловливаются типом текста.
2. Законы художественного восприятия.
Наслаждение искусством — результат преодоления его условности, сличения художественного с
реальным, узнавания реальности в условном. Элитарное искусство нарочито трудно узнаваемо и
стремится доставить максимум наслаждения минимуму изощренных потребителей за счет затрудненного
узнавания реального в художественном. При этом художник рискует превратить свое произведение в
ребус или даже полностью обессмыслить его. В искусстве, принадлежащем к массовой культуре, степень
условности небольшая. Оно не требует интеллектуальных усилий для своего понимания благодаря своей
простой узнаваемости, сличимости с реальностью. Масс-искус-
445
ство общезначимо, общепонятно, но эстетически малоэффективно: оно доставляет минимальное
наслаждение максимальному числу культурно неподготовленных читателей. Только золотая середина —
мера понятности и непонятности, сочетание быстрой расшифровываемости и трудно декодируемого
«остатка» смысла, быстрой сличимости с реальностью и неполного с ней совпадения, интонационной
привычности и новизны — обусловливает художественную ценность произведения, формирует не-
преходяще значимый стиль, в котором народ не противопоставляется ценителю: сам народ становится
ценителем, а ценитель — народным. Тем самым снимается роковая для искусства противоположность
между элитарностью и массовостью. Великий художник или снимает эту противоположность сам,
приближая свое искусство к народу, или это проделывает время, приближая народ к великому искусству.
«Сперва измучившись, ей насладиться» — эта гумилевская формула любовного наслаждения мужчины
женщиной есть и формула наслаждения читателя поэмой или зрителя картиной. Труд реципиента по
осмыслению художественного текста — один из факторов эстетического наслаждения. Доступность и
гедонистический потенциал произведения закономерно связаны. Упрощение художественного текста
приводит к облегчению его рецепции, что в свою очередь ведет к снижению эстетического наслаждения.
Усложнение текста, напротив, повышает трудность художественного восприятия, снижает доступность
произведения, но большие рецепционные усилия обусловливают возрастание художественного на-
слаждения. Крайние позиции в этих противоположных тенденциях занимают, с одной стороны, массовая
культура (поп-арт, китч), а с другой — элитарное искусство. Высокое искусство всегда находит точную
меру взаимоотношения противоположных тенденций: доступности и гедонистической потенции
произведения.
Народность искусства не синоним его доступности. Художник всегда впереди своей аудитории, а не идет
вслед за ней, он поднимает ее вкус и культурный потенциал. Догматическая критика часто встречала
новаторское творчество лозунгом «массам это непонятно». Однако в искусстве социально ценно не
только то, чем овладела широкая публика, но и то, что потенциально содержит высокие художественные
ценности. Дорасти до них, освоить эти духовные богатства становится важной общекультурной задачей.
Понятность искусства — исторически изменчивая категория теории художественного восприятия.
Художественное наслаждение — специфический эффект искусства, гарант и показатель того, что оно
утверждает человека как самоценную личность, а не рассматривает его как винтик государственного
механизма или как социального функционера, призванного решать определенные исторические задачи.
Важный гуманистический смысл искусства в том и состоит, что в своих шедеврах оно утверждает:
исторический прогресс должен твориться усилиями людей, но не за счет личности. Утверждение
самоценного значения личности — дополнительный стимул ее социализации.
446
Проблема художественного наслаждения не раз подвергалась количественному и качественному
анализу. Так, известность приобрела формула американского математика Дж. Биркгофа М=О: С.
Согласно этой формуле, эстетическая мера (М) прямо пропорциональна упорядоченности (О) и обратно
пропорциональна сложности (С). Более убедительна формула Г. Айзенка — эстетическая мера —
производное, а не отношение упорядоченности и сложности: М = О х С. И действительно, интенсивность
художественного восприятия и наслаждения прямо пропорциональна упорядоченности и сложности
художественного феномена. При прочих равных условиях менее сложное произведение более доходчиво,
более массово, но менее действенно.
Творческая активность художественного восприятия прямо пропорциональна интенсивности
эстетического наслаждения, которое, в свою очередь, прямо пропорционально упорядоченности и
сложности художественного произведения, разнообразию и повторяемости эстетической формы, мере
доступности и трудности восприятия. При этом сложность произведения должна обусловливаться его
художественно-концептуальной глубиной и прямо ей соответствовать.