Ряд важных вопросов, стоявших перед художественным сознанием современников, поднял датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813 – 1855), считающийся основоположником философии экзистенциализма. Понятие экзистенция («существование») – центральное в эстетике С. Кьеркегора. В его сочинениях (например, «Наслаждение и долг») человек исследуется в своей постоянной изменчивости, противоречивости, непрерывной динамике. Обоснование трагичности человеческой участи находит выражение в учении Кьеркегора о трех основных типах экзистенции: эстетическом, этическом и религиозном.
Эстетическое существование, по Кьеркегору, отличается тем, что человек устремлен в идеальный мир, творимый самим же индивидом. Философ считает, что на уровне эстетической экзистенции эстетиком является не только художник, но вообще всякий человек, жизненные установки которого направлены на наслаждение. В свою очередь, подлинное наслаждение возможно лишь при погружении в художественный мир, в эстетическую реальность, освобождающую человека от действительности. Однако «свобода от действительности», лежащая в основе эстетического принципа существования, всегда иллюзорна.
Эстетический тип существования Кьеркегор характеризует как «демонический нарциссизм». Индивид растворяется в художественном вымысле, обретает в нем гармонию, но отказывается рассматривать художественный мир в перспективе его реализации. Для художественно искушенного человека мир искусства более подлинен, чем реальность. Пребывание в вымышленном мире дарит иллюзию, духовное насыщение, но оставляет человека одиноким в повседневности. Чем более захватывающе художественное переживание, тем сильнее чувство отчаяния, никчемности при возвращении «на землю». Эстетический способ существования требует от индивида огромных усилий, хотя и имеет своей целью наслаждение. Действительность жестоко наказывает человека за равнодушие к ней, по существу, пренебрежение ею заведомо трагично. Поэтому С. Кьеркегор делает главным персонажем своей эстетики изначально несчастного человека.
Эстетическое существование, по Кьеркегору, отличается тем, что человек устремлен в идеальный мир, творимый самим же индивидом. Философ считает, что на уровне эстетической экзистенции эстетиком является не только художник, но вообще всякий человек, жизненные установки которого направлены на наслаждение. В свою очередь, подлинное наслаждение возможно лишь при погружении в художественный мир, в эстетическую реальность, освобождающую человека от действительности. Однако «свобода от действительности», лежащая в основе эстетического принципа существования, всегда иллюзорна.
Эстетический тип существования Кьеркегор характеризует как «демонический нарциссизм». Индивид растворяется в художественном вымысле, обретает в нем гармонию, но отказывается рассматривать художественный мир в перспективе его реализации. Для художественно искушенного человека мир искусства более подлинен, чем реальность. Пребывание в вымышленном мире дарит иллюзию, духовное насыщение, но оставляет человека одиноким в повседневности. Чем более захватывающе художественное переживание, тем сильнее чувство отчаяния, никчемности при возвращении «на землю». Эстетический способ существования требует от индивида огромных усилий, хотя и имеет своей целью наслаждение. Действительность жестоко наказывает человека за равнодушие к ней, по существу, пренебрежение ею заведомо трагично. Поэтому С. Кьеркегор делает главным персонажем своей эстетики изначально несчастного человека.
Прекрасное в искусстве. Хотя прекрасное зыбко и его не так просто «сковать рамками концепции», все
же именно оно задает тон в искусстве (См. Ортега-и-Гассет. 1991. С. 65). Искусство — высшая форма ос-
воения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное.
О чем бы ни говорил художник (о трагических страданиях, о возвышенных подвигах, об уродстве, о
комизме) его творения доставляют эстетическое наслаждение. Датский философ XIX в. С. Кьеркегор дал
образную характеристику поэту: несчастный человек, в чьем сердце скрыты мучения, но чьи губы
устроены так, что, когда стон вырывается из них, он превращается в прекрасную музыку. Этот образ
переосмысляет древнее предание. В подарок тирану скульптор Перилл отлил огромного бронзового
быка, полого внутри. В него клали обреченного на смерть человека и разводили под брюхом
металлического чудовища огонь Пасть быка была устроена так, что стоны погибающего человека
вылетали из нее в виде мелодичных звуков. Одним из первых был так казнен сам скульптор — создатель
бронзового изваяния.
54
Греки все превращали в красоту. Один из мифов повествует о мести богов Ниобее: ее детей беспощадно
уничтожают стрелами. «Как ни страшно это событие, по форме оно прекрасно ведь стрелы — это
солнечные лучи» (Олеша. 1965. С. 188).
Красота в искусстве — и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве (свободном
владении темой и художественными средствами), и в значимости художественной концепции
произведения.
Буквальное, бесстрастное копирование жизни не ведет к созданию прекрасного в искусстве. «Ты не
жалкий копиист, но поэт!.. Попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной и положи ее
перед собой — ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придется обратиться к
ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу,
смысл, характерный облик вещей и существ» (Бальзак. 1955. С. 375).
Прекрасное вечно, а представления о наипрекраснейшем исторически изменчивы. Вламинк приобрел
приглянувшуюся ему негритянскую статуэтку, принес ее к Дерену и сказал: «Почти так же прекрасно, как
Венера Милосская, разве нет?» «Это так же красиво», — ответил Дерен. «Затем оба художника
отправились к Пикассо, который внимательно осмотрел статуэтку и на повторное заявление Вламинка о
том, что это «почти так же красиво, как Венера Милосская», ответил: «Это гораздо красивее!».
Искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает способность находить внутреннюю меру
предметов, учит чувствовать и понимать красоту, творить по ее законам, формирует ценностные ориента-
ции человека в мире.