Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо был флорентийцем. Отец его был видный флорентийский купец, родом из Чертальдо, местечка неподалеку от Флоренции. Отправившись по торговым делам в Париж, он вступил там в любовную связь с одной француженкой знатного рода. Плодом этой связи был Джованни Боккаччо, рано утративший мать и еще в младенчестве, отвезенный к отцу во Флоренцию. Отец Боккаччо хотел сделать из него коммерсанта, но мальчик испытывал глубокое отвращение к этой профессии; внешне подчиняясь отцу, он отдавал все свое свободное время чтению латинских и итальянских авторов.
После того как отец женился, отношения его с сыном окончательно испортились, и юноша был рад, когда в возрасте четырнадцати лет он был отослан отцом в Неаполь для того, чтобы там закончить обучение торговому делу.
Больше, чем
занятия наукой и искусствами, Боккаччо привлекал к двору Роберта
веселый кружок аристократической молодежи, в который он был охотно
принят благодаря своим изящным манерам и поэтическому таланту. Он
ухаживает за молодыми красавицами, сочиняет в их честь стихи. Но
предметом его самого серьезного увлечения явилась Мария д`Аквино,
незаконная дочь короля Роберта и жена одного из видных придворных.
Боккаччо встретил ее в церкви Сан-Лоренцо в страстную субботу 1336 г. и
сразу же пылко в нее влюбился. Мария некоторое время сопротивлялась,
затем ответила полной взаимностью. Но блаженство Боккаччо было
непродолжительно: ветреная красавица стала ему изменять, а затем
совершенно его покинула. Боккаччо упреками и мольбами долго пытался
вернуть ее любовь, до тех пор, пока призванный отцом, дела которого к
этому времени сильно расстроились и который к тому же потерял жену и
всех законных детей, не был вынужден в 1340 г. уехать во Флоренцию.
Годы, проведенные в Неаполе (1327-1340), были счастливейшим временем в
жизни Боккаччо и вместе с тем периодом интенсивного поэтического
творчества, когда он сформировался как писатель. Почти все
произведения, написанные им в эту пору, связаны так или иначе с его
любовью к Марии, которую он обычно называет Фьямметтой (итальян.
fiammetta - "огонек"). Одни из них он пишет, исполняя ее желание, в
других изображает различные фазы их любви. Несмотря,
однако, на
то, что любовь к Марии - Фьямметте захватила все существо Боккаччо и
наложила сильнейший отпечаток на его творчество, история этой любви,
если сравнить ее с отношением Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре,
означает огромный, типичный для Ренессанса, шаг вперед на пути к
реалистическому осмыслению сердечного чувства и порождаемого им
поэтического образа. Для Данте Беатриче - полуабстракция, абсолют,
"ангельская донна", заполонившая его душу и определившая направление
всего его творчества. Лаура - уже вполне земная женщина, к которой
Петрарка испытывает вожделение. Она не поглощает всей его жизни и
творчества, в которых есть огромные области, никак не связанные с
Лаурой. Но все же она для него - высшее совершенство, возможное на
земле, идеальная спутница его жизни, вдохновившая его на все лучшее,
что он создал и совершил. Напротив, Фьямметта - лишь эпизод, хотя и
очень значительный, окрасивший некоторый период жизни и творчества
Боккаччо, но затем сменившийся другими впечатлениями и литературными
задачами.
Жизнь Боккаччо за десятилетие с 1340 г. по 1350 г. нам
мало известна. У отца, который вскоре женился снова, он не засиделся.
Мы встречаем упоминания о пребывании Боккаччо после 1345 г. в Равенне и
в Форли, где он, по-видимому, служил в качестве секретаря или
приближенного лица у местных князей. В 1348 г. Боккаччо побывал в
Неаполе, но там тем временем обстановка сильно изменилась. Король
Роберт умер в 1343 г., и ему наследовала его внучка, королева Джованна.
Вскоре при дворе разыгрались кровавые события - убийство мужа королевы,
венгерского принца Андрея, а также мужа ее сестры. Прежней радости
жизни в Неаполе Боккаччо уже не нашел. Вскоре пришло известие о смерти
отца, и Боккаччо в 1349 г. поспешил возвратиться во Флоренцию, где
прочно обосновался уже до самой смерти.
Имущества, оставшегося
после отца, оказалось недостаточно для спокойного и безбедного
существования. Однако, не считая короткого времени, когда, в 1351 г.,
он выполнял обязанности члена управления городского казначейства,
Боккаччо, больше всего дорожа своей независимостью, уклоняется от
занятия какой-либо постоянной должности. Тщетно в 1353 г. его старый
покровитель, великий канцлер неаполитанского королевства Никколо
Аччайуоли приглашает его перебраться в Неаполь. Боккаччо пишет в ответ
его приближенному, неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда:
"Оставаясь бедным, как сейчас, я принадлежу себе; став богатым и заняв
высокое положение, я должен буду жить ради других. Здесь, среди своих
книг, я
испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами".
В Неаполе впервые пробудилось поэтическое дарование Боккаччо, и здесь
же оно нашло исключительно благоприятные условия для своего развития.
Кипучая народная жизнь большого торгового города, расположенного на
скрещении средиземноморских культурных путей, чарующие пейзажи Неаполя
и его окрестностей, в частности Поццуольского залива, излюбленного
местным аристократическим обществом, кружок придворной молодежи, где
царили изящество и вместе с тем простота манер, смех и веселье,
любовные увлечения, песни, стихи, забавные рассказы, - все это
действовало на чувство и
воображение юного Боккаччо,
развивавшегося свободно, без сурового отцовского надзора, в обстановке,
приятной для его ума и сердца. Все, что было написано Боккаччо в
неаполитанские годы, несмотря на нередкие у него грустные нотки и
даже остро драматические мотивы, окрашено ощущением приволья и ласки
жизни. Боккаччо успел написать в Неаполе лишь первую половину
"Филоколо": его отвлекли другие задачи и нахлынувшие волнения; лишь по
возвращении во Флоренцию он закончил свой первый роман.
К
неаполитанскому периоду принадлежит также наибольшая часть лирики
Боккаччо. Он писал канцоны, сонеты, мадригалы, баллаты, преимущественно
любовного содержания. В самых ранних из них он воспевал неизвестных нам
неаполитанских дам. Две из них, Пампинея и Абротония, впоследствии
появляются снова в "Декамероне" в качестве рассказчиц историй, но
вскоре
Фьямметта становится единственным объектом его любовных
стихов. В основном Боккаччо - последователь школы "сладостного нового
стиля" и, в частности, Данте; однако его поэзия носит гораздо менее
философский характер, она более конкретна и реальна. Платоническая
мечтательность решительно уступает в ней место непосредственному
переживанию.
"Фьямметта" - прощание Боккаччо с прошлым, с былой
любовью, с феодальным Неаполем, где протекла его молодость, и
решительный отход от рыцарской романтики, проникавшей до сих пор его
творчество. Отныне Боккаччо - гражданин трезвой и деловой Флоренции, с
которой он все более срастается, республиканец, начинающий
интересоваться общественно-политическими вопросами и проявлять внимание
к практической жизни и порождаемым ею общественным типам. В творчестве
это соответствует дальнейшему углублению реализма, без отказа, однако,
от поэтической стихии, культа изящной формы и использования принципов
классической эстетики. Все это нашло столь же полное выражение, как и в
"Фьямметте", во втором большом произведении этого периода, поэме в
октавах "Фьезоланские нимфы", написанной около 1345 г. Начальные и
заключительные строфы этой поэмы говорят о том, что она вдохновлена
любовью, всецело владеющей сердцем поэта. Но предмет его чувства, -
быть может, уже не Фьямметта, а какая-то другая флорентийская дама, имя
и судьба
которой остались нам неизвестны.
Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению и комментированию Данте, который всегда оставался его любимым поэтом. В 1373 г. флорентийская коммуна поручила ему истолковывать "Божественную Комедию" в публичных лекциях. Заняв, таким образом, первую дантовскую кафедру в Италии, Боккаччо составил весьма обстоятельный комментарий к поэме Данте, а также начал писать первую биографию великого поэта ("Жизнь Данте"), которую смерть помешала ему закончить. Несмотря на свое благоговение перед Данте, Боккаччо не сумел правильно понять личность этого великого поэта-гражданина, потому что был человеком совершенно другой эпохи и склада.
Итак, Боккаччо испытал в старости такой же поворот в
сторону старой культуры, как и Петрарка. Но этот поворот был не в силах
ослабить грандиозное воздействие его "Декамерона". Боккаччо вошел в
историю именно как автор этой великой книги, навсегда оставшейся одним
из драгоценнейших памятников человеческой мысли и творчества,
освобождающихся от гнета
феодально-церковного мировоззрения.