Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Предмет эстетики. Объект и предмет эстетики. Предмет современной эстетики.
Место эстетики в системе гуманитарных наук. Эстетика как специфическая область гуманитарного знания. Эстетика как философская наука. Функции эстетики в обществе. Единство исторического и теоретического подходов к эстетической проблематике.
Эстетические учения в период античности. Предыстория вопроса. Периодизация античности как культурной эпохи. Влияние мифологии на становление эстетических взглядов. Досократики: пифагорейцы, Гераклит, Демокрит. Сократ, Платон, Аристотель. Эстетическая мысль в эпоху эллинизма.
Эстетические взгляды в эпоху средневековья. Специфика средневековой эстетики. Августин Блаженный. Фома Аквинский. Особенности византийской эстетики. Проторенессанс. Данте.
Эстетика эпохи Возрождения. Периодизация эпохи Возрождения. Отношение эстетиков Возрождения к наследию античности и средних веков. Гуманизм как основополагающий принцип эстетики Возрождения. Эстетические взгляды деятелей эпохи Возрождения.
Эстетика Нового времени и эпохи Просвещения. Особенности эстетики барокко.Рационализм как основа эстетики классицизма. Декарт, Буало. Академизм, стиль ампир. Просвещение как культурная эпоха. Английские просветителя. Эстетика французского Просвещения. Немецкие просветители.
Немецкая эстетика. Идеалистическая диалектика немецкой классической эстетики. Эстетика Канта. Эстетические воззрения Шиллера. Гегель.
Развитие эстетической мысли в России. Специфический философский контекст российской эстетики. Особенности классицизма в России. Дальнейшее развитие эстетики в России. Диссертация Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности”. Эстетические взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого. В.С. Соловьев.
Основные направления современной эстетики.
Неотомизм. Интуитивизм. Эстетика фрейдизма и прагматизма. Экзистенциализм. Неопозитивизм.
Объект и предмет эстетики.
Объектом исследования для любой науки становится не столько особая сфера явлений, сколько весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которую решает наука.
Вы можете встретить множество разных определений предмета эстетики (эстетика – от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный; философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей), но все они в равной степени предполагают тот особый угол зрения, под которым эта наука рассматривает мир как объект исследования. Отсюда также неисчерпаемое многообразие явлений, изучаемых в рамках эстетики.
История эстетики насчитывает десятки веков, в ходе развития которой менялись не только эстетически взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, задачи. Поэтому менялся и предмет данной науки, он то сужался, то расширялся, концентрируясь вокруг какой-либо ключевой проблемы. Содержание и структура эстетики в каждую эпоху исторически обусловлены, с одной стороны, уровнем и характером освоения действительности, всеми формами эстетической деятельности и эстетического сознания, с другой – характером тех философских систем, на которые эта наука опиралась.
Предмет современной эстетики.
Современная эстетика как система знаний делится на историю эстетики и теорию эстетики. И если предмет истории эстетики очевиден, то предмет теории эстетики постоянно усложняется. Этот процесс ставит перед наукой проблему упорядочения и логического обоснования, наиболее полного и адекватного отражения своего предмета.
Не так давно распространенной ошибкой в определении предмета эстетики было упрощение этого понятия и сведение его к проблемам художественной сферы действительности. Художественное – понятие эстетики и искусствознания, означающее: специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности; степень эстетического совершенства художественного произведения. Художественная культура действительно тесно связана с культурой эстетической, является ее высшей формой и удовлетворяет эстетические потребности личности, но понятие эстетического гораздо шире. Оно отражает то общее, что свойственно всем эстетическим явлениям(объективно-эстетическому в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; деятельности "по законам красоты”; субъективно-эстетическому; художественной культуре). Решение эстетических проблем является методологической основой для более конкретных наук, используемых при изучении художественной культуры (методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе).
Сегодня эстетика представляет собой науку о природе эстетического и его функциях, о законах эстетической деятельности и восприятия, об эстетическом освоении (познании и преобразовании) природы и общественной жизни. Основная фундаментальная проблема современной эстетики – соотношение художественного образа и его объекта, вопрос художественного отражения действительности. Изучение данной проблематики предполагает анализ художественных произведений и процесса художественного творчества, но не ограничивается этим. В последнее время все шире используются не только методы философии, но и психологии, кибернетики, семиотики и многих других наук и областей теоретической деятельности.
информация взята с сайта: