сходная точка критики у романтиков — представления о несбыточном совершенстве мира, которыми
выверяются духовные богатства и нравственные качества личности, и, с другой стороны, представления о
несбыточно совершенной личности, которыми выверяется мир. Возникает мерцание, свечение, исходная
точка критики колеблется от мира к личности и от личности к миру. Ирония сменяется самоиронией
(особенно у Гейне), самоирония — мировым скепсисом (См.: Гейне. Т. 9.1959. С. 269). Мировой скепсис
романтической сатиры — родной брат мировой скорби романтической трагедии.
Романтическое искусство сосредоточило все внимание на характере героя и на его индивидуальном
своеобразии, абстрагируясь от реальных обстоятельств его жизни. В неповторимости личности увидел
романтизм ее общественную ценность. И гибель такой неповторимой индивидуальности осознавалась как
неотвратимость и как трагедия. Смерть и зло вечны, они внутренне заложены в самом механизме жизни.
Но с той же необходимостью в могучей человеческой индивидуальности заключено стремление к
схватке... схватки с извечным злом. Оба начала бессмертны, в их борьбе суть жизни, но ни одному из них
не суждено одержать окончательную победу. В этом неискоренимый трагизм жизни. А в нем причина
«мировой скорби» поэта. В этой концепции жизни, с одной стороны (в признании необходимости борьбы),
находят свое продолжение традиции просветителей, а с другой стороны (в признании бессмертия зла),
находит отражение разочарование в результатах Французской революции.
307
Романтизм поставил проблему национальной специфики искусства. Однако среди романтиков не было единства в
этом вопросе. Шатобриан заботился о чистоте национальной французской традиции и предлагал включать в
художественный контекст не только исторический, но и национальный колорит. Идеям национального своеобразия
культуры противостоял «литературный космополитизм», сторонниками которого были Б. Констан и мадам де Сталь
(книга «О литературе»). Последняя выделила два культурных региона: Юг, следующий греко-римским, «древним»
канонам (французская, итальянская, испанская литература), и Север с культурой самостоятельной и свободной от
условностей, не упорядоченной, меланхоличной и чувствительной (английская, немецкая, датская, шведская
литература).
Английский романтизм: Ричардсон («Памела», 1740; «Кларисса Харлоу», 1747; «Сэр Чарль Грандисон», 1754);
Гольдсмит («Священник из Уэйкфилда», 1766); Стерн («Сентиментальное путешествие», 1768); Генри Мекензи
(«Человек чувства», 1771); Генри Брук «Джулиет Гренвилль, или История человеческого сердца», 1774), поэзия и
драматургия Байрона. В это же время во Франции романтизм проявил себя в творчестве Прево («Манон Леско»,
1735); Бернардена де Сен-Пьера («Поль и Виргиния», 1788); Шатобриана («Атала», 1801; «Ренэ», 1805), а в Германии
— Янг («Соображения об оригинальном сочинительстве», 1759) создал эстетическую теорию, оказавшую влияние на
течение «Буря и натиск»; возникла ранняя группа германских романтиков (поэты, философы и эстетики); их
последователи (второе поколение романтиков) — создавали поэтические и прозаические произведения (оба
поколения были активны и имели общенациональное значение); Гете («Страдания молодого Вертера», 1774; «Гёц
фон Берлихинген», 1773); Гердер («Голос народа», 1778); Шиллер («Die R[a..]uber», 1781). В России к романтизму
относятся поэзия декабристов, творчество Жуковского, ранние произведения Пушкина и Лермонтова.
Романтики тонко понимали проблемы художественной рецепции, а в воздействии искусства они видели единство
нравственного и эстетического начал. Шатобриан утверждал, что мораль художественного произведения создается
общим впечатлением, остающимся в душе: если, закрывая книгу, мы становимся нежнее, благороднее,
великодушнее, чем были, то произведение морально: «о моральных достоинствах произведения должно судить не по
рассеянным в нем максимам, но по впечатлению, которое оно оставляет в душе» (Chateaubriand. 1958. Р. 179).
Романтики считали, что искусство наставляет читателя на путь добродетели.
Художественные и эстетические особенности романтизма: 1) апология чувства, обостренная чувствительность; 2)
интерес к географически и
308
исторически неблизким культурам, к культурам не изощренным и «наивным»; ориентация на традиции
Средневековья; 3) пристрастие к «естественным», «живописным» (на языке эпохи «романтическим» )
пейзажам; 4) отказ от жестких норм и педантичных правил поэтики классицизма; 5) усиление
индивидуализма и личностно-субъективного начала в жизни и творчестве; 6) появление историзма и
национального своеобразия в художественном мышлении.