ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Хронологические границы зрелого Средневековья. Основные общественно-политические события этого периода. Формирование феодальной государственности. Крестовые походы и их значение в приобщении европейцев к культуре Востока. Появление городов как центров промышленного производства и нового типа социально-экономических отношений. Новое в культурной жизни Европы. Переход от устной традиции к письменной. Рост книжного дела и особенность рукописной книги. Возрастание интереса к античной науке. Первые европейские университеты. Новое в богословии. Фома Аквинский и основные идеи его главной книги "Сумма теологии".
Рыцарская литература. Прованс как крупнейший культурный центр Западной Европы. Возникновение лирики трубадуров и ее значение в формировании провансальского литературного языка. Понятие о "ясном" и "темном" стиле. Арнаут Даниэль как представитель "темного" стиля. Провансальский язык -- международный язык европейских поэтов в XIII веке.
Лирика трубадуров и проблема индивидуального авторства. Степень проявления личностного начала в лирике. Крупнейшие творческие индивидуальности. Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн. Регламентированность лирики "эстетикой установленного". Основные жанровые формы и устойчивый характер их содержания: канцона, альба, пастурела, тенсона, плач.
Морально-эстетический идеал лирики трубадуров. Служение Даме и новая психология любовных переживаний. Сословная сторона рыцарской лирики: понятие о любви "чистой" и "смешанной". Трактат Андре Капеллана "Об искусстве честно любить" (или "Книга о пристойной любви"). Трактовка любви к Даме в канцонах и любви к крестьянке в пастурелах.
Общечеловеческие ценности рыцарской лирики: поэтизация любви взаимной, высокая степень продолжительности любви, любовь как высший нравственный критерий. Новая эстетика рыцарской лирики. Любование миром, земные чувства. Женщины-поэтессы: графиня де Диа. Общественно-политическая тематика в лирике трубадуров. Сирвента. Альбигойские войны и гибель культуры Прованса. Традиции провансальских трубадуров и развитие лирики в других странах. Немецкий Миннезанг: Вальтер фон дер Фогельвейде; испанская рыцарская лирика: Альфонс Х. Итальянская лирика: Сордель.
Северофранцузские труверы и характер их поэтического творчества. Рыцарский роман. Современное литературоведение о возникновении романа (А.Д.Михайлов, Е.М.Мелетинский). Значение мифа, сказки и лирики в формировании романа. Отличие романа от эпоса. Работа М.Бахтина "Эпос и роман". Выысел и правда в эпосе и романе. Античный роман как первая форма европейского романа. Причины возникновения рыцарского романа. Проявление свободной инициативы и подчинение регламенту рыцарской чести как основной конфликт рыцарского романа.
Ранние формы рыцарского романа. Античный цикл. Романы об Александре Македонском и их международный характер. Роман приключенческий и любовный как переходный этап к классическому рыцарскому роману. Роман об Энее.
Рыцарские романы бретонского цикла. ("Романы Короля Артура", "Романы Круглого стола"). Смысл названий цикла. Творчество Кретьена де Труа. Романы "Эрек и Энида" и "Ивэйн, или рыцарь льва". Романы о "Тристане и Изольде". Трагическое в романах. Отсутствие путей к достижению нравственной гармонии и неразрешимость конфликта между страстью и долгом. Поздние формы рыцарского романа: "Окассен и Николет", "Мул без узды". Особенность этих романов, черты исчерпанности поэтики рыцарского романа. Немецкий рыцарский роман. Вольфрам фон Эйшенбах и его роман "Парцифаль". Нравственные проблемы романа.
Городская литература. Время возникновения городской литературы. Социальный состав средневекового города и связанные с отдельными сословиями культурные традиции. Принципы освоения предшествующей художественной культуры. Новизна жизненного материала, героев, общего тона городской литературы.
Дидактика. "Роман о Розе". Ранняя и поздняя редакция романа. Дидактическая направленность романа. Вопрос о благородстве и природе.
Сатира. Фаблио и шванк. Концепция человека. Родовое и индивидуальное в герое фаблио и шванке. Средневековый "Роман о Лисе". Проблема циклизации: "Поп Амис". Поэзия вагантов и ее место в средневековой литературе. Основные жанровые формы и темы лирики вагантов. Значение античной и народно-песенной традиции для лирики вагантов.
Возникновение средневековой драмы и театра. Драматургия католической службы: формирование литургической драмы. Постепенный переход театрального дела в руки горожан. Традиции средневековой драмы в возрожденческой драматургии. Своеобразие жанровых форм: миракль, мистерия, моралите. Выделение фарса в самостоятельный жанр.
Предвозрождение. Формирование предвозрожденческих тенденций в западноевропейской литературе. Роль рыцарской литературы в этих процессах. Сицилийская школа поэтов. Оснвная тема ее лирики. Тип героя. Жанровые формы. Рождение сонета. Новый сладостный стиль. Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти. Общее и различное в их концепции любви. Значение художественного опыта "нового сладостного стиля" для последующей итальянской лирики. Данте и "новый сладостный стиль".
Жизнь Данте, основные черты его личности. Два периода творчества Данте: "флорентийский" и "годы изгнания". Особенности каждого из этих периодов. Неоплатонизм как философская основа творчества Данте. Мировоззренческий смысл мотива любви ("любовь, что движет солнце и светила"). Беатриче: реальный и символический смысл образа. "Малые произведения" Данте. "Новая жизнь". Специфика жанра "прозометрия". Тип лирического героя. Три смысловые части "Новой жизни". Первая часть ("низшая ступень любовного просветления") и традиции поэзии Гвидо Кавальканти. Изображение любви и смерти в их универсальном значении во второй части "Новой жизни". Образ сострадательной донны и его смысловое значение в третьей части "Новой жизни". Итог борьбы индивидуального и общего начала в душе героя. "Новая жизнь" как путь лирического героя к просветлению, очищению и возрождению.
Трактат Данте "Пир". Смысл названия. Композиция трактата. Апология итальянского языка как языка художественной литературы и научной прозы. Проблема благородства. Бог, природа и человеческая деятельность как источники благородства. Проблема познания и божественного откровения в трактате Данте. Трактат "О народном красноречии" и проблема единого итальянского литературного языка. Трактат "Монархия". Римская империя века Августа как политический идеал Данте.
"Божественная комедия" как итог словесной художественной культуры средневековья и как предвозвестник литературы Возрождения. История написания поэмы. Смысл названия. Жанровая природа поэмы. "Божественная комедия" и средневековое видение. "Божественная комедия" и традиции литературного эпоса (Гомер, Вергилий, Овидий). Поэма Данте как лирический эпос. Образ поэта. Философская основа символико-аллегорического метода Данте. Понятие о символе и аллегории. Знак и образ. Многозначность символико-аллегорической художественной системы Данте. Различные планы содержания поэмы: морально-религиозный, историко-политический, биографический. Построение "Божественной комедии". "Ад". Символика числа "три". Философичность строфики поэмы -- терцины. Вечность и длящееся земное время. Символика "ночи# в аду. Структура ада: три главных вида греховности. Страшное и притягательное в аду. Смысл и значение отдельных образов: Франческо, Фарината, Капаней, Улисс, Уголино, Люцифер -- как конечное обобщение Ада. Уроки Ада для личности Данте и человечества. Архитектоника "Чистилища". Смысл символов "парус" и "солнце". Динамика и ритм "Чистилища". Земной рай и образ Мательды. Беатриче -- второй проводник Данте по потустороннему миру. Беатриче -- как символ божественной любви и смирения. Тридцатая песнь "Чистилища" -- смысловой центр комедии. Цифровая символика тридцатой песни. Нравственный, морально-религиозный смысл "Чистилища". "Рай" и его структура. Символико-аллегорический смысл вознесения души от одной небесной сферы к другой. Многозначность символики света в "Раю". Тридцатая песнь "Рая". Райская роза. Третий проводник Данте -- святой Бернард. Морально-религиозный и нравственный смысл общего итога "Божественной комедии". "Божественная комедия" в веках. Данте и русская литература.